Брюссельское кружево

Брюссельское кружево


Брюссельское кружево прославилось на весь мир благодаря своему изяществу, это изделие предполагает тончайшую работу мастеров. В семнадцатом веке брюссельское кружево ценилось гораздо выше, чем кружево малин, брюгское кружево и многие другие. В нашем понимании, покрывало на кровать вполне может быть кружевным, точно так же как и кухонные шторы, салфетки и скатерти. Для современного потребителя кружевная ткань – это доступный продукт, ведь производятся они с помощью автоматизированных машин, а в семнадцатом веке кружева ручной работы были настолько дорогими, что приобрести их мог только очень обеспеченный человек. Свой дом и одежду украшали кружевами короли и богатые придворные. Несколько мастерски сплетенных кружевных манжетов стоили дороже браслетов из золота!

Изящный элемент орнамента зачастую был фантазийным, украшенный красивыми стилизованными флористическими элементами, которые выполнялись отдельно. Соединялись элементы с помощью тончайшего тюлевого фона или связок. Популярные во всем мире брюссельские кружева относились к роскошным вещам, даже не смотря на то, что в работе не использовались ни серебряные нити, ни золотые. За основу для кружева бралась льняная нить, которая была практически невидимой при прядении. Рисунок ажурных мотивов не повторял венецианские, он был оригинален способом передачи растительных орнаментов. Красиво изогнутые цветочные лепестки были довольно реалистичными, воссоздание истинного великолепия «из ничего» казалось невероятным. Современники называли работу с кружевами «шитьем по воздуху», она была малопродуктивной и кропотливой, ведь чтобы создать несколько сантиметров кружева мастерица должна была трудиться целый день. Однако совершенство многочисленных технических приемов поражает и сегодня. Брюссельские кружева пользовались невероятной популярность за границей, ими украшали пышные многослойные одежды придворных дам, манжеты и воротники мужских костюмов, что уж говорить – даже перевязь оружия и отвороты сапог дополнялись драгоценным ажурным шитьем.

Англия и Франция настолько увлеклись кружевами, что такой порыв вскоре стал чрезмерным: те средства, которые уходили на оплату драгоценных украшений и, конечно же, вывозились из страны, стали существенным ударом по экономике. Средние века славились своими законами, которые регламентировали количество кружев, которые должны принадлежать каждому сословию. Чтобы кружевное дело развивалось внутри страны, правительство Англии запретило ввоз роскошных брюссельских кружев. Но заграничные вещицы все равно попадали на английскую землю путем контрабанды. Местные умелицы как могли старались производить кружева не хуже брюссельских, но сказать, что им это удалось в полной мере – нельзя.